Главная » Файлы » Игровая деятельность дошкольников

Учите детей общаться
26.03.2010, 12:03
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обращаться к другому человеку, порой даже стеснятся ответить соответствующими образом, если к ним обращаться кто-либо. Они не могут держать и развивать установившийся контакт, не умеют согласовать свои действия с партнерами по общению или выражать им свою симпатию, сопереживание, потому что часто конфликтуют с ними, замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимое составляющее самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Общение это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешне телесных движений: по мимике, жестам, интонации голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движения, по напряжению (или расслаблению) мускулатуры. Однако чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и несознательно. Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. 
Первым кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, растягивая звуки. Мать улыбается, протягивая к нему на встречу руки, призывает сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает. Она играет с ним в ладушки. Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви или заботы реагирующего на него, так или иначе. Одни его действия одобряются или поощряются взрослыми, другие – нет: сразу же уменьшается распевная интонация, голос более строгий, угасает улыбка, взрослый укоряюще покачивает головой. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядные действия, представляя о том, как можно и как нельзя вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передача культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, а чаще всего и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.
Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, первое наиболее часто употребляется и допускаются в данной «ячейке общества».
Хорошо если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. Ребенок растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтную ситуацию, то он легче справляется с ними собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящее новое впечатление, а значит и новый опыт.
К сожалению, бывает (и довольно часто), что в семье принят агрессивный неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности и общаются с ним мало, внешне безразлично, и тому подобное. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно, агрессивно, или заискивающе, пытаясь схитрить, или замкнуто, не умея наладить контакт с окружающими и тому подобное. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаружиться, когда ребенок начнет посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют исходя из собственных интересов.
Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, первые в детском саду может проводить воспитатель. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями: при желании мамам и папам не трудно освоить эти упражнения и играть вместе с детьми дома.
 
Категория: Игровая деятельность дошкольников | Добавил: Ольга
Просмотров: 1037 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]